Эти весенние недели зашкаливают по интенсивности культурных событий. Международные фестивали, великолепные выставки, премьеры и открытия — в какой-то момент может показаться, что мы живем в культурной столице. Впрочем, стоит прогуляться по городу, и эта иллюзия рассеивается. Культура не ограничивается учреждениями, и от их работы, увы, не многое зависит. Но сама возможность жить в городе, где проводится оперный фестиваль Верди, а Светлана Петровна Хумарьян долго рассказывает о куйбышевско-самарской традиции постановок великого итальянца, и эта традиция действительно существует, такая возможность вряд ли кому-то представится завидной. Слишком велик в губернии разрыв между культурой духовной и материальной.
Даже на торжественном собрании, посвященном Дню работника культуры, Николай Меркушкин в своей речи постоянно сбивался на «культуру поведения» — общую культуру жизни наших сограждан.
А она, увы, невысока. И достижения высокой культуры особенно заметны на этом фоне, но радости от этого мало. Яркие культурные события так резко контрастируют с окружающей действительностью, что начинаешь думать не о величии Верди или вечной красоте танца, запечатленного фотографами Vogue, а о варварстве водителей и эвакуаторов у входа в музей и о девочках, пьющих «ягу» у подножья памятника Куйбышеву. Да, контраст между культурой и бескультурьем так же резок и в районе парижской «Опера», где негры торгуют наркотиками, а рядом — билетами, которых в кассе не достать. И в любой другой культурной столице мира. Борьба между невежством и просвещением идет вечно, и ее конкретные проявления сегодня не должны застить глаза наблюдателю. Это один из главных конфликтов человечества, существующий столько же, сколько и род людской. Вопрос в другом: почему в этой борьбе никак не определится со своим выбором наша губерния.
Речь идет именно о высокой духовной культуре. Той, ради которой ходят в оперу, а не той, которая про урны и мусор. Несмотря на очень серьезные и действительно успешные проекты в сфере культуры в Самарской области. Сколько было критики в адрес министра и правительства по поводу реконструкции оперного!
И сейчас критика слышна: не место эстрадным звездам на этой сцене. Но оперный театр сегодня в Самаре — это постоянные премьеры, аншлаги и великолепные исполнители на сцене. Скептики найдут что возразить: мол, публика идет на позолоту, которой в опере стало намного больше, а приглашенные звезды слишком дороги и не самой первой свежести. Однако результат налицо — в опере аншлаги, которые лет 25 назад нам и не снились. Мощный инфраструктурный проект дал превосходный результат. И даже с точки зрения экономической, хотя культура не для этого, такие проекты представляются более целесообразными, чем мелкие инвестиции в сиюминутность.
Но таких инфраструктурных проектов в области очень немного. Оперный театр, Музей модерна в особняке Курлиной, которому еще предстоит обрести свое уникальное наполнение, реконструкция особняка Шихобалова под Художственный музей. Вот, пожалуй, и все. Да, каждый из этих проектов стоит серьезных денег. Но это не повод, чтобы снижать планку в целях экономии. В культуре инвестиции в качество как нигде оправданы! И амбиции, которые должны эти инвестиции подтверждать. С этим у нас тоже, увы, проблемы. Конечно, Самара — не столица, а Россия слишком центростремительная страна. Но вот два свежих примера. Роза Хайруллина, выросшая до своего нынешнего уровня в стенах «Самарта», и руководитель «Волга Филармоник» Дмитрий Коган. Самара стала для них стартовой площадкой, с которой они ушли вверх, практически вертикально, как ракета. Значит, взрастить талант, дать ему питательную среду мы в Самаре можем. А вот раскрываться он обязательно поедет в Москву. И это так. Общий уровень культуры. Если совсем грубо, то здесь не для кого творить. Много раз на прекрасных показах детских кинофестивалей, на великолепных спектаклях, на уникальных выставках мы видели пустые залы. Только вернисажи притягивают публику. Да всемирно известные имена. То есть складывается парадоксальная ситуация. Борису Гребенщикову, человеку в культуре очень и очень искушенному, коллекция нашего Художественного музея интересна. Хотя сколько он их видел! А вот самарцам, ничего не видевшим, неинтересна. Зато на Пикассо и Дали мы построимся в очередь. Это же имена!!!
Магия имен — это магия медиа. Прекрасные и горькие слова сказал об этом Александр Васильев: «Народ крайне неграмотный. Я хожу по улицам, и я расскажу о своих впечатлениях. На меня на каждой улице вешается по десять человек: какими судьбами? Несмотря на то, что 12 лет я провожу «Поволжские сезоны» и висят рекламы, несмотря на то, что было несколько постановок в оперном театре, что я привозил выставки в Художественный музей, несмотря на то, что я провел здесь около 25 публичных лекций, хорошо разрекламированных, несмотря на то, что у меня здесь родился папа, и доска, посвященная ему, висит в центре города. Люди вообще не ассоциируют меня ни с чем, кроме программы «Модный приговор».
Увы! Хотя надо отметить, с большими именами и приглашением гостей у нас в культуре все хорошо. В эти же дни начинает работу конкурс для юных скрипачей в Новокуйбышевске под патронажем Юрия Башмета. Там же, в Новокуйбышевске, немногочисленные зрители увидели некоторые из главных спектаклей номинированных на «Золотую маску», но в рамках нашего фестиваля «Помост». Выдающиеся деятели культуры не только гостят, но и подолгу работают в Самаре. Но для того, чтобы активно насаждать наслаждение высоким искусством, нужно создавать большие инфраструктурные проекты. Концертный зал, и лучше не один. Современные музеи, по самым разным тематикам. От проектной деятельности необходимо переходить к инфраструктурной политике в сфере культуры. Рассматривать культуру не как придаток к экономике, а как отдельную отрасль для инвестиций. Деньги, потраченные на дороги и развязки, деньги, которые по планам правительства будут зарыты в землю в рамках подготовки к чемпионату мира по футболу, было бы гораздо рациональнее потратить на создание привлекательной для жителей и гостей города культурной инфраструктуры. Не точечно, а целенаправленно и системно. Но это, увы, только мечты. В плане подготовки, обнародованном не так давно самарским правительством, десятки миллиардов расходуются на дороги. Без комментариев.
И кое-что, чтобы подлатать фасады. Несмотря на высочайший для российской провинции уровень самарской культуры, она почему-то не выглядит привлекательным объектом для инвестиций. А ведь могли бы. Может, тогда и бумажки бы начали в урны бросать…