На иллюстрации — программа Фестиваля имени Грушина за 1986 год. Автор — В. Ходырев. Если присмотреться, можно прочитать и саму программу — в ней, как видите, всего десяток строчек. У двух фестивалей авторской песни, каждый из которых претендует на звание наследника и хранителя традиций старой «Груши», программы намного длиннее. Сотни фамилий, множество коллективов: от бардов до симфонических оркестров и театральных трупп. Огромный выбор. Почти бесконечный. В информации о сороковом Грушинском можно найти даже такое: "ожидается участие после нескольких лет отсутствия Его Святейшества Бхакти Бринги Говинды Свами, легендарного участника многих Грушинских фестивалей. Его звёздные ночные воспевания Харе Кришна мантры трогают сердца людей, даже совершенно далеких от духовности". На сцене «О!стров» фестиваля «Платформа» выступят группы и коллективы любых стилей. Джаз, фанк и Псой Короленко.
Да, времена меняются. И автора этих строк тоже можно было бы впихнуть без труда в современный фестивальный поток. Но вот чем запомнился гостям фестиваль 1986 года?! Например, тем, что именно там впервые исполнил Олег Митяев песно про «изгиб гитары». А чем запомнятся эти юбилейные "грушевые платформы"? Например тем, что сегодня Митяева обвиняют в попытках приватизировать фестиваль.
Времена действительно изменились. И когда заходит речь о двух «Грушах» и XL-размерах, вспоминается разговор с одним из основателей фестиваля, которого почему-то исключили из Грушинского клуба. Пару лет назад, когда фестивали уже разделились, его спросили: как вы думаете, если бы Валерий Грушин был жив сегодня, он бы поехал на Федоровские или на Мастрюки? — Валера бы поехал на Уду*! — ответил патриарх не задумываясь.
* Валерий Грушин совершил свой последний поход на уральскую реку Уду, именно там он погиб, спасая детей.