21 августа в министерстве труда, занятости и миграционной политики Самарской области состоялась презентация нового современного оборудования для системного учета прибывающих мигрантов – мобильного комплекса дактилоскопирования «живой сканер»
На самом деле, это название чистый фейк – никаких мигрантов в министерстве труда, естественно, не водится. Их бы не пропустил, во-первых, охранник у парадного подъезда, а во вторых, если бы какой мигрант и прополз меж рогатинами турникета, то бедолага не попал бы ни на какой этаж, потому что на этажи министерства труда попадают при помощи электронного пропуска. Откуда такой пропуск у мигранта, смешно сказать. У нас вон недавно перед домом мигранты рыли канаву, а потом долго в ней что-то делали, не вылезая, даже и ели там, булочки и кефир. За кефиром посылали самого худого, коричневого, как негритенок. Он возвращался, с голым торсом, нагруженный снедью, и все спускал в канаву. Мне хотелось прочесть мигрантам про город-сад (сидят в грязи рабочие, подмокший хлеб жуют), но я не рискнула, потому что и без того мостки, установленные ими для временного пользования, выглядели ненадежными и страшно шатались. Мигранты из канавы подавали голоса, по-русски рассуждали о дне зарплаты, когда каждому дадут по пять тысяч, и радовались этому дню.
Так что никаких мигрантов в министерстве труда не было, а вот мобильный комплекс дактилоскопирования с задорным названием «живой сканер» — был, и проводилась его презентация. Причем проводилась шикарно – в кабинете замминистра, Дорофеева Александра Олеговича. На замминистерском просторном столе с удобствами разместилось сразу два мобильных дактилоскопа, вокруг них бегали журналисты, делали снимки. Мобильные дактилоскопы в собранном состоянии были неотличимы, наверное, от двух чемоданов солидного размера. Стоит такой чемодан, ты думаешь – вот барахла-то с собой тащат! мещане! – а это мобильный дактилоскопический комплекс, вот вам и саечка за прокол.
В разобранном состоянии комплекс включал в себя монитор, фотокамеру, сканер и сразу же и принтер – откатали пальчики, отпечатали ладони, мгновенно портрет и все в печать. Все это чуть позднее продемонстрировал специалист миграционного центра Вреж Оганесян, ловко обрабатывая подопытного мужчину. Процедура заняла пятнадцать минут, вместе с пояснениями специалиста: вот это руку сюда, эту сюда, ногу вот так. Никаких сложностей в эксплуатации и обслуживании аппарата нет, а вот нюансы есть – обрабатываемые руки должны быть чистыми, поэтому рядом непременно будет находиться мыло, горячая вода, и мигранта в случае чего попросят этими предметами воспользоваться. И кольца необходимо снять, добавил специалист миграционного центра в задумчивости.
Тут же рядом стоял замминистра и собственно проводил презентацию – рассказывал, что вот приобретено ровно семь новейших аппаратов, чтобы сделать более цивилизованным рынок труда. Рынок труда гастарбайтеров, а то раньше дактилоскопов не хватало, гастарбайтеры выстраивались в большие очереди, а где большие очереди – там возникает коррупционная составляющая. Замминистра определенно знал, о чем говорит. А теперь коррупционная составляющая обязана стремиться к нулю, и всего за 1200 рублей любой законопослушный трудовой мигрант сможет оформить пакет документов и законно работать на благо России и своей гастарбайтерской семьи. Потому что семь новых аппаратов призваны служить на износ – четыре мигранта за час, тридцать два за смену. Итого умножить на пять рабочих дней, итого умножить на семь новых аппаратов – одна тысяча сто двадцать мигрантов могут быть обработаны без помех, и это всего за неделю!
Замминистра подчеркнул, что в основном трудовые мигранты приезжают в область на сезон – с марта по октябрь, и заняты преимущественно на строительных работах. В этом году уже зарегистрировано около 35 тысяч, за первые полгода. Мобильные дактилоскопы установят в двух новых миграционных центрах, где будет существовать цивилизованная электронная очередь, много окон, и, наверное, диванчики. Два из дактилоскопов станут разъезжать в микроавтобусах, появляясь по требованию – то на железнодорожном вокзале, то на автовокзале, а то и в удаленных сельских районах.
Прибор недешев, отметил замминистра с ноткой грусти, стоит одна штука шестьсот тысяч рублей, но очень скоро все деньги вернутся в казну, и никакого разора, это надо понимать, раз все будут трудиться официально и платить налоги. Так успокоил замминистра журналистов, которые вновь принялись умножать шестьсот тысяч на семь приборов, но сбились в первом же действии. А может быть, журналисты стали предаваться философическим размышлениям, что сдавать отпечатки пальцев – это слегка унизительно. Хотя с мигрантами, бесспорно, надо что-то делать, вон они как жируют в своей канаве, с кефиром и булками.
Все это время сотрудник миграционной службы позировал с готовым продуктом – распечаткой пальцев, ладоней и лица. Выглядело премило. Хоть и слегка унизительно.