4 октября в рамках Всероссийской тренировки «Курсы гражданской обороны» в Самаре проводили день открытых дверей. Корреспондент «Новой в Поволжье» думал сначала, что придется собирать автомат Калашникова в противогазе и на скорость шить ватно-марлевые повязки, но ошибся. Зато узнал многое о стратегических объектах города и понял, куда лучше всего ползти во время ядерной бомбардировки.
История вопроса
Тихая ночь. На дворе 28 июня 1942 года. Вдруг раздаётся воздушная тревога. Милиция оперативно усиливает охрану Куйбышевского подшипникового завода. Через пять минут после оглашения тревоги выставлен пост на Черновском шоссе (ныне улица Гагарина). Немецкий самолёт пролетает мимо Куйбышева. Сброшенные бомбы зажигаются за рекой Самарой.
Вместе с милицией на стратегические объекты выдвигаются сотрудники МПВО (местной противоздушной обороны). Все они – добровольцы. Основная часть состава – мирное население. Люди шли защищать друг друга: сосед – своего соседа, рабочий – коллег на предприятии.
В Куйбышеве отряды МПВО в 1943 обстреляли немецкий самолёт. Он пролетал в районе железнодорожного моста «Правая Волга», сбросил 11 бомб. Обстрел с земли помешал ему нанести значительный урон – была разрушена водонапорная магистраль, но лишь в одном месте.
После войны, в 1961 году, МПВО переименовали в «Гражданскую оборону». С тех пор они лишь однажды реально приняли участие в спасении людей — устраняли последствия аварии на Чернобыльской АЭС. После развала советов «гражданка» вошла в состав МЧС. С того времени до сегодняшнего дня «курсы Гражданской обороны» объясняют мирным жителям, как вести себя во время чрезвычайных ситуаций.
Никаких секретов нет
День открытых дверей на «курсах Гражданской обороны» стартует в девять утра. Однако сотрудники на месте задолго до назначенного часа. Попивают чай. Слышится смех. «Время без десяти девять, а никого нет. Будем сами для себя двери открывать» — шутит один. «Да никто не придёт», — разочарованно замечает его коллега.
Завидев меня, замолкают. Один из сотрудников, Анатолий, начинает экскурсию. Указывает рукой на фотографии, где изображены кубки и грамоты: «Раз в год проходит первенство на определение лучших «курсов» в области. Города участники: Самара, Тольятти, Сызрань, Жигулёвск, Чапаевск, Новокуйбышевск. Начиная с 2012, мы из года в год побеждаем на этом первенстве. Я не хвастаюсь! Просто наша победа вполне обоснована. Только преподавательского состава пять человек: директор, зам, и я, как методист, читаем лекции. Тем более, мы с удовольствием выезжаем читать в разные муниципальные образования области».
Мы направляемся в кабинет нормативно-правовой и методической подготовки. Звучит непонятно, однако Анатолий поясняет: « Здесь у нас журналы, книги, видео и фотоматериалы. Также – база данных, как в электронном, так и в печатном виде. Никаких секретов нет. Приходи, смотри».
Куда бежать?
Проходим в следующий кабинет. Здесь висит карта возможных обстановок по чрезвычайным ситуациям. Если говорить про хорошее, то самые безопасные места в Самаре – это возвышенности. Их несколько в нашем городе: район «Космопорта», Приволжский микрорайон, Красная Глинка и улица Мориса Тореза.
Анатолий указывает на опасные предприятия и очерчивает большой круг возле них – радиус поражения. «Таких мест в Самаре несколько: завод по производству Жигулёвского пива, «Кондитерское объединение «Россия» и первое НФС «Самараводоканал» – на каждом из них большое содержание хлора. А на «Самарском дрожжевом заводе», «Самарском жиркомбинате» и на «Самаралакто» — в производстве огромное количество аммиака.
«Поэтому существует постановление правительства номер 782, которое обязывает руководителя организации назначить ответственного за гражданскую оборону. По сути, каждый руководитель обязан обеспечить защиту своим подчинённым».
Анатолий говорит, что многие люди, особенно женщины, приходя на курсы, думают, что им скажут, куда бежать в случае чрезвычайной ситуации. Но как раз бежать никуда не надо. Ведь основной способ защиты сегодня в Самаре – эвакуация: «То есть вам нужно выдвинуться в тот район, где как раз проходит эвакуация. Но, если у вас нет соответствующих знаний, куда вы побежите. И самое главное – это не ваша проблема, это – минус вашему руководителю».
Быть готовым ко всему
Экскурсия подходит к концу. Анатолий говорит: «Нужно быть готовым ко всему. Например, терроризм. Это ведь внутренняя проблема. Проблема каждого из нас. Начало нулевых годов показало, что перед этой угрозой мы совершенно беспомощны. Но главное – долгосрочной программы предотвращения нет. Вот, произошёл взрыв в «Домодедово», поставили турникеты и забыли об этой проблеме. Выходит, что у нас нет постоянной готовности! Пока серьёзным проверкам на наличие органов гражданской обороны подвергаются крупные организации. Малые не трогают. Это зря, конечно! Сегодня в любой компании есть компьютеры, копировальные машины. Случись ЧС, что вы со всем этим делать будете? Как спасать? Никто не знает. А вот если проводили, хотя бы получасовые курсы раз в месяц, сотрудники бы не растерялись. Правда, ещё есть одна большая проблема – необдуманность действий. Например, въезд во многие дворы обкладывают бетонными блоками, сооружают заборы из пустых газовых баллонов. Понятно, что люди не хотят стихийной парковки у себя во дворе. Но происходит пожар. Машины МЧС просто не могут подъехать к горящему дому. Путь загорожен. Часто это заканчивается трагически. Случай в Самаре был, когда в Железнодорожном районе дед и бабка с внучатами сгорели в доме. Пожарных вызвали, а они просто не смогли заехать во двор. Пока шланг растягивали, люди сгорели».
***
Вечером того же дня звоню Анатолию. Спрашиваю, сколько человек пришло на «день открытых дверей». Оказалось, что вместе со мной «Гражданскую оборону» посетили только 10 человек. Вот так.