Еще недавно варган был экзотическим инструментом и ассоциировался с якутскими сказками. Сегодня варганные мастера стали к нам ближе, живут в Самаре, устраивают обучающие мастер-классы, куют варганы, «оживляют» их согласно древним традициям и даже лечат музыкой. «Новая в Поволжье» познакомилась с медицинским психологом, создающим на досуге различные виды варганов, Виктором Исаевым.
— Виктор, расскажите, когда вы сделали свой первый варган?
— Это был 1998 год. Я сделал его из меди и стальной линейки. Сталь была звонкая, пружинистая, в общем, подходящая. За два года до этого я впервые увидел варган, сразу полюбил его и начал играть на нём. Точнее, я взял его в руки и он научил меня играть на себе. После мне захотелось самому делать подобные, потому что в продаже их не было. Люди везли варганы с Алтая, Средней Азии, Башкирии как сувениры, но это были единичные случаи.
— Это был экзотичный инструмент по тем временам.
— Да не то слово! Мало кто тогда знал, как он выглядит, но его звук был знаком многим. От Ивана Никонова, самарского знатока и исследователя истории варгана, я узнал, что Брежневу нравился этот музыкальный инструмент. Поэтому, может, он и звучал в эфире советского телевидения и радио. А вот при Сталине варган и всё, относящееся к шаманизму, было под запретом…
— Где вы учились делать варганы? Что нужно уметь, чтобы создать подобную вещь?
— Нигде. Тогда и в интернете материалов таких не было. Варган меня сам научил себя делать, играть на себе и пользоваться собой. Я посмотрел на варган Владимира Поткина (это алтайский мастер, он сейчас с братом Павлом производят одни из самых недорогих и весьма приличных инструментов), долго медитировал на него, а после принялся делать сам.
В среднем стоимость таких варганов 5 тысяч рублей. Есть дороже, это зависит не только от качества звука, но от сложности чехла, особенностей конструкции, отделки, разных вставок.
УМРИ, ТОСКА!
— Из чего обычно изготавливают варганы?
— Варганы обычно делают из металла. Язычок, как правило, изготавливается из упругой пружинной стали. Также в ход идут линейки, шпатели, мастерки, ножи, пилы, пружины. Я все это перепробовал, и теперь у меня есть выбор, из чего можно сделать варган для конкретного человека или под определенную задачу. Какое звучание мне хочется услышать: помягче, порезче, погромче, бархатное… Звук будет зависеть и от металла, и от формы, и от нюансов обработки.
— Существует множество видов варганов. Чем они отличаются друг от друга?
— Бывают дуговые и пластинчатые варганы. Дуговые более распространены. Пластинчатые делают из латуни, а также из кости, китового уса, дерева, бамбука, даже из верблюжьих копыт. В разных краях своя технология изготовления и внешний вид варгана. Кстати, называют его везде по-разному: у татар и башкир – кубыз, на Алтае – комус, у якутов – хомус, по-русски будет – губанка, зубная гуделка, на Украине, в Молдавии, Белоруси – дрымба, в Италии – губная арфа, в Сицилии – маранцзано, что значит, «умри, тоска!», в Германии – маультроммель, «ротовой барабан», в Японии — муккури, кукин…Распространённое международное название — jaw harp, челюстная арфа.
— А по технологии изготовления тоже, наверное, есть отличия между варганами? Например, есть гнутые, а есть кованые…
— Когда куют – их тоже сгибают. Выковывают прут, грани на нём и сгибают. Однако можно и из толстой проволоки сделать. Вот вам и гнутый получится! Мои варганы сейчас вообще из металлической пластины вырезаны. То есть, они и не гнутые, и не кованые. Хотя подгибать их всё же приходится. У меня дома мастерская, а так кто как справляется. Например, мой друг Михаил Масько недавно сделал решительный шаг: оставил обычную работу, арендовал мастерскую, обустроил ее и очень успешно занимается варганами.
— Для вас это хобби?
— Я не считаю это «статьей доходов». Для меня это любимое дело. Знаете, есть такие вещи, которые не можешь не делать. С варганом общаться интересно! Очень волнуешься, когда приближаешься к решающему моменту — открытию голоса инструмента. Когда варган собран, первый его звук… очень трепетное ощущение. Но еще интереснее то, что приходит через варган. В первую очередь, это люди. Ситуации, путешествия, общение… Варган подарил мне очень много друзей. Я заметил, что он притягивает всех нестандартно мыслящих, открытых новому.
— Получается, что последние 16 лет у вас все вертится вокруг варгана…
— Помню свой первый мастер-класс в Этноцентре. Там я обратил внимание на интересную пару, которая пришла научиться играть. Познакомились после занятий, подружились, и только через три года на их свадьбе я выяснил, что они не пришли, а ушли оттуда парой. Варган, который поучаствовал в их судьбе, занял почётное место за свадебным столом. Кстати, на эту свадьбу я должен был успеть из Тольятти в очень сжатое время. Мне нужно было просто телепортироваться: билетов на автобус не было, автостоп не получался. Я уж было совсем было отчаялся, как задним ходом ко мне подъехала машина. В ней сидит крупный ломоть, как оказалось потом, русский чемпион Таджикистана по боксу, и суровым таким тоном говорит: «Ты куда собрался? В Самару? Садись». Я сел, он все так же странно разговаривает: «Давно что ль ты тут?». Я отвечаю: «Вчера приехал». «А я думал, что ты и не уезжал!» — отвечает он эдаким басом. Ехал я с «Барабанов мира», а за неделю до этого в этом же месте проходил славянский фестиваль. Там он меня и увидел, хотел подойти с вопросом по варгану, да не успел. Позже выяснилось, что мы ровесники, он учится на психолога, и даже общих друзей нашли. Вот так Варган сводит людей.
ВОЛШЕБНЫЙ ИНСТРУМЕНТ
Виктор делает и чехлы к своим варганам: из дуба, коры осокоря, бука, клёна, можжевельника, тиса, лиственницы, берёзы, липы.
— Говорят, что в варгане важно правильно отладить звук. Это сложный процесс?
— Это зависит буквально от всего, начиная от выбора материалов до настроения мастера. Иногда уже всего один шаг до готовности варгана, остается только загнуть язычок и завернуть кольцо на нем, все остальное уже сделано… Заточены грани на браншах и язычке, между ними выставлен зазор в ровный волосок… Загибаешь язычок, и… он ломается. Всё приходится делать сначала, бывает, 3-4 раза подряд. Варган учит терпению. Иногда варган издаёт какие-то звуки, но не поёт. Хотя та же сталь, те же условия, те же руки, те же инструменты. Но в результате опыт, усердие и везение делают своё — проявляется чистый приятный голос.
— То есть, может произойти что-то необъяснимое?
— Да всё можно объяснить — как материальными причинами, так и в терминах мистических, кому как нравится, в зависимости от воззрений на Мир. Я — сторонник холистического, целостного подхода, равно уважающего духовное и материальное. Однако варган всё-таки считаю объектом немного волшебным, иначе он был бы лишь куском металла, а процесс его изготовления — слесарной работой. Ведь с его помощью совершаются чудеса!
— Вы верите в какие-то приметы?
— Я одной приметой пользуюсь – укрываю от лишних глаз варган в процессе работы над ним. И кому попало играть на готовом варгане не даю.
— А как вы считаете, должен ли у каждого быть свой варган как предмет силы? Раз это инструмент для входа в измененное состояние сознания.
Как-то я пошутил, что отечественное варганное движение приведёт к тому, что этот инструмент станет обязательным для изучения во всех средних общеобразовательных школах России, как блокфлейта в вальдорфских. Вскоре я познакомился с девушкой из Башкирии, и узнал от неё, что моя шутка там, стараниями великого мастера кубыза Роберта Загретдинова, уже стала реальностью. На Алтае местные мне говорили, что практически у каждого мужчины есть комус. Однако никто никогда его даже не показал, не то, чтобы дать поиграть.
Иметь или не иметь варган — дело личное. Не призываю к всеобщему «оварганиванию» населения, но вдохновляю ищущих и даю им возможность найти своё «мусикийное орудие», как назвал его В.И. Даль.
На мой взгляд, могут быть варганы, которыми можно на время поделиться. Но должен быть отдельный личный варган, который станет личным предметом силы.
— Слышала об интересном ритуале, который совершают варганные мастера — оживление варгана.
— Для этого варган должен прозвучать на Природе и соприкоснуться со всеми стихиями. Побывать в воде, прикоснуться к земле, камню, побывать в огне. Это я считаю обязательным. Воздух, ветер, сам его обдует. Солнце на него посветит. Когда совершается ритуал «оживления», в первую очередь с этими стихиями соприкасается сам человек. А когда человек начинает общаться с Природой, раскрывается его душевный потенциал, и варган в руках этого человека начинает звучать как живой. Сам варган я бы не стал наделять душой. Все-таки это инструмент. Хотя сводить все к тому, что это просто две железки – другая крайность. Не всякие железки будут так петь.
Кстати самые лучшие варганы Виктор считает негоже менять на деньги. Он дарит их достойным музыкантам. Пусть играют. Те, кому повезло: Владисвар Надишан, Элизбар, Татьяна Елецкая, Лидия Игольникова, Евгений Толстых (SAGE), Ник Суслов, Amin Varkonyi, Карыш Кергилов.
— Бывает, когда варган не звучит у человека?
— Начнем с того, что варган уникален тем, что резонатором он использует человеческое тело. То есть, в какой-то мере это варган играет на человеке. У людей индивидуальные анатомо-физиологические особенности, а значит, объем и свойства резонаторов у всех разный. Как духи, которые соприкасаются с кожей разных людей, будут пахнут по-разному. Собственный основной тон варгана, называемый бурдон, может резонировать или не резонировать с душой человека, с его телом, с эмоциональным настроем.
ВАРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГИИ
— Можно ли по определенным вибрациям подобрать человеку варган?
— Самый лучший способ изготовления варгана как личного предмета силы – начать с поиска звука. Обычно я прошу человека пропеть, прогудеть звук, который характеризует его самого, либо его идеальный план, к которому стоит стремится. Люди зачастую теряются, но потом обязательно находят его. Как правило, этот звук близок к основному тону голоса. Я его перенимаю, начинаю звучать так же, в резонанс. Достигаем созвучия, запоминаем звук… и после мне уже становится понятно, какую сталь взять и какой конфигурации делать варган. Кроме того, стоит поговорить с человеком и понять, зачем ему нужен варган. Кому-то — чтобы музыку играть, в конкретной тональности, кому-то для путешествий по верхним, средним, нижним мирам, иным — для самопознания.
— Играя на варгане, можно впасть в транс?
— Естественно! Правда, стоит определить, что считать трансом. Мне близко такое понимание транса, как в психотерапии новой волны: любое состояние сознания вне здесь и теперь. С помощью варгана войти в транс гораздо проще, и мне нравится использовать это для достижения психотерапевтических целей. Как в работе с собой, так и с людьми.
— Получается, варган обладает лечебным действием? Для того, кто играет, или кто слушает?
— Для всех. В зависимости от того, как играешь и кого слушаешь. Я не смог остановится на проведении мастер-классов по обучению игре на варгане (более тысячи человек через них прошло) и стал разрабатывать варганные тренинги. По основному роду деятельности я все-таки медицинский психолог.
— Каким образом варган может решить психологические проблемы?
— Было бы желание и сформированное намерение. Вот вы подумали, что было вчера – и уже перенеслись из состоянии здесь и теперь. Вы уже в трансе. Если вы целенаправленно сосредоточились на событиях прошлого, на какой-то судьбоносной ситуации, и вернулись к ней, а варган помог сделать это, то такой транс может стать целебным. Построили образ достижения в будущем и варганом его воспеваете — тоже хорошо работает. Также игра на варгане — своего рода резонансная терапия, воздействующая на физическое тело. Стоматологи отмечают улучшение кровообращения в дёснах, логопеды (в том числе, и в Самаре!) с её помощью успешно решают свои задачи, певцы и ораторы преодолевают голосовые зажимы.
— Кстати, много ли сейчас мастеров, которые делают варганы?
— Много, и становится все больше. Хотя пока в Самаре мастеров можно по пальцам перечесть.