— Вы, директор одного из ведущих театров страны, начинали ведь как профессиональный актер. Что заставило поменять амплуа?
— Я об этом уже столько раз рассказывал, что это, наверное, уже никому и неинтересно. Даже для нового поколения… Тем более, что я так давно занимаюсь административной деятельностью (с 1980 года), что стаж, как видите, уже достаточно большой.
— То есть актерское прошлое забыто окончательно?
— Оно ни в коем случае не забыто: наоборот, оно лежит в основе всей моей жизни, театральной деятельности… Я ведь родился на подмостках театра – Курского драматического. Мои бабушка и дедушка были артистами… Поэтому судьба моя сложилась таким образом, что я, естественно, выбрал именно это направление работы. В 1969 году окончил высшее театральное училище имени Щепкина, девять лет работал в самарском драмтеатре по приглашению Петра Львовича Монастырского. У нас, кстати, тогда был просто замечательный молодежный коллектив: Сергей Надеждин, Василий Чернов, Жанна Романенко, Олег Бычков, многие другие… Затем в 1978 году я перешел работать в ТЮЗ, который тогда располагался на улице Самарской, 95. Там была достаточно любопытная и интересная творческая молодежная жизнь…
— Но вектор-то Вашей творческой жизни, когда изменился?
— Еще будучи действующим актером, я закончил Всесоюзный юридический заочный институт. И директор театра Валерий Петрович Ерохин, который был первым моим наставником на административной стезе, предложил мне должность своего заместителя. В сферу моей деятельности входило и строительство, и ремонты, и материальная база, и снабжение…
— То есть тогда Вы окончательно ушли со сцены?
— Нет, тогда еще нет. Но спустя три года все-таки пришлось делать выбор. Быть «играющим тренером», наверное, все-таки можно, но, уж поверьте, очень трудное занятие… Потом наступил трагический для театра 1989 год, когда Валерий Петрович Ерохин ушел из жизни, и коллектив, на общем собрании, голосованием (тогда было как раз такое новое веяние) избрал меня на должность руководителя. Так что вот уже 21-й год я работаю директором театра.
— Классический русский театр все-таки, прежде всего, режиссерский театр…
— Нет, вот здесь я абсолютно с вами не согласен. Классический русский театр изначально был театром антрепренерским, а уже после 17-го года образовался государственный театр. Раньше, конечно, тоже были императорские, государственные – Большой, Александринский, Малый… Но, в основном, театрами управляли антрепренеры: они подбирали и постановщиков спектаклей, и труппу. Если так можно выразиться, театр был «руководительским», директорским.
— И вы, выстраивая собственную схему руководства, выбрали именно этот вариант?
— Да не то, чтобы я выбрал… Понимаете, в XX веке действительно появился институт режиссерских театров, где главный режиссер – должность, а не просто профессия. Ярчайший тому пример – Петр Львович Монастырский, который возглавлял самарский театр 40 лет… Потом, правда, многие художники ушли (Товстоногов, Акимов, другие), и все это – не то, чтобы веяние времени, мы не специально все это выбирали. Так просто как-то сложилось в нашей новой жизни.
— Но самарский ТЮЗ, который возник как раз тогда – в Советский период, тоже всегда был именно режиссерским театром…
— Наш театр появился на свет в 1930 году, и за шесть десятков лет его возглавляли 25 главных режиссеров. Это такая мельница, которая никогда не могла принести стабильности… Поэтому, те самые 90-е годы как бы продиктовали восстановление той самой старой русской модели. Да и не было кандидатур, никто не стремился по-настоящему возглавить театр. Тогдашняя режиссура к этому не стремилась, она предпочитала ездить и работать по разным городам… Так вот и сложилось, что в нашем театре была выработана иная модель.
— Но сейчас в «СамАрте» все-таки есть художественный руководитель…
— Да, когда в 1996 году (мы называем это новой историей нашего театра) с нами начал сотрудничать Адольф Яковлевич Шапиро, он взял на себя функцию именно руководителя художественной программы театра. Он поставил замечательных «Бумбараша», «Мамашу Кураж», и хотя не живет постоянно в Самаре, руководит театром ярко и убедительно, формирует нашу художественную политику. Адольф Шапиро взял на себя роль (в хорошем смысле) поводыря, с легкой, профессиональной руки которого в «СамАрт» приезжают и ставят здесь спектакли такие маститые современные режиссеры как Григорий Цхвирава, Александр Кузин, Борис Гранатов, Анатолий Праудин, Александр Пономарев. Все они, можно сказать, влились в нашу труппу, стали нашими режиссерами.
— Но все они – тоже приезжие… Кто непосредственно занимается репетиционным процессом в их отсутствие? Ведь спектакль – живой организм, он требует ежедневной энергетической подпитки, чтобы не «окаменеть»…
— Ну, во-первых, все эти режиссеры периодически приезжают и работают с труппой. Шапиро был здесь перед началом сезона и лично выстраивал работу, например, с новым основным актерским составом «Бумбараша». А во-вторых, в каждой постановке есть ассистент режиссера или так называемый куратор спектакля. Это наши опытные актеры, которые одновременно находятся на площадке, — Елена Грушина, Юрий Долгих, Сергей Захаров. Не то, чтобы они всякий раз «оживляют» спектакль, они восстанавливают тебе связи, которые намечались постановщиком…
— У «СамАрта» — очередные эксклюзивные, ни на что не похожие проекты…
— Если вы имеете в виду наш «Учительский театр», то здесь все сошлось воедино. У нас почти не осталось так называемых народных, любительских театров. Только в некоторых районах нашей области они не без успеха работают (вспомните тот же театр «Сад» в Похвистневе)… Мы постоянно поддерживаем отношения с педагогами из города и области, и один из них предложил к юбилею Антона Павловича Чехова сделать самый настоящий полноценный спектакль по одному из его произведений. Причем играют в нем сами педагоги (профессиональные актеры театра только «обрамляют» постановку). Взялся за это наш режиссер Александр Мальцев. В итоге получился чеховский «Юбилей». Получился, на наш взгляд, весьма интересно. Плюс еще официально объявленный президентом 2010 год Годом учителя… Проект этот будет продолжаться, он не одноразовый. Нас ожидают интересные гастроли по области и соседним регионам.
— А спектакль «След отца», который ставит с актерами вашего театра известнейший французский мим, кукольник и режиссер Эрик Де Сария?
— Мы познакомились в 2008 году здесь у нас на фестивале «Радуга», проводимом Самарским театром кукол. Один из моноспектаклей Де Сария тогда как раз показывали на нашей «СамАртовской» площадке. Потом, когда шла подготовка к проведению Года Франции в России, областное правительство выступило с идеей провести ряд тематических мероприятий на территории Самарской области. «СамАрту» было предложено как раз подготовить совместную театральную программу с Эриком Де Сария. Мы с радостью согласились, и вот наш совместный спектакль «След отца» почти готов. 18 марта у нас в «СамАрте» будет премьера, потом наши артисты покажут его во Франции. Это очень интересный для театра опыт – актеры драматического театра играют в марионеток.
— Вы не назвали, пожалуй, главную премьеру года…
— Да, к завершению нынешнего театрального сезона, в августе у нас в «СамАрте» планируется постановка чеховской «Чайки». Ставить спектакль будет наш коллега и друг, хорошо известный самарскому зрителю режиссер Анатолий Праудин.
Афиша концертов Самарской Государственной Филармонии. У нас на сайте Вы всегда можете заказать билеты на концерт любимых исполнителей