Павел Мунтян – знаменитый московский мультипликатор и мультпродюсер посетил Самару на открытии киноклуба «Треугольник». Мультфильмы, показанные Павлом, настолько удивили неискушенного стильной анимацией самарского зрителя, что даже после показа художник и продюсер продолжил демонстрировать шедевральные короткометражки, читая небольшую лекцию перед каждой из них, несмотря на то, что в течение дня он дал не менее десяти интервью. Павел Мунтян поведал «Новой в Поволжье» о трендах в анимации, а также о плюсах и минусах сотрудничества с органами власти.
— Ваш последний мультфильм создавался при поддержке правительства, какие плюсы и минусы сотрудничества с государственными органами вы можете назвать?
— Смотря какой тендер и какие субсидии. Для «РусГидро» мы выступили только как производственная компания. Мы произвели контент, а «РусГидро» стали законными владельцами этого контента. С правительством мы сотрудничали следующим образом – мы получили деньги, сделали фильм, и теперь этот фильм принадлежит нам. Это выгодно и интересно – ты получаешь государственные деньги, создаешь продукт, который потом можешь реализовать на рынке. Главное, что на него существует спрос. И, в конечном счете, этот продукт все равно принадлежит именно тебе. Но до сих пор не могу понять одного. Очень много лет до того, как я пришел в анимацию, люди получали государственное финансирование, работали на тех же условиях, но делали сущее дерьмо. Этого я не понимаю. Почему только с появлением «Смешариков» люди додумались, что можно делать качественный продукт для зрителя, а не для себя? Все очень просто — если продукт хороший, то он обязательно понравится зрителю. Есть, безусловно, абсолютно трэшевые варианты. К примеру, та же «Масяня». Как говорят в Интернете, зрителю «Масяня» определенно доставляла. Он был готов не только смотреть этот сериал, но и покупать кружки и майки с изображением «Масяни» в оффлайне. Все это говорит о том, что мультфильм получился очень качественным. Главный критерий – нравится/не нравится. Большинство того, что делается в нашей стране, мне не нравится. Есть вещи, которые вроде бы ничего, но я слабо понимаю, для кого они предназначены. Вы спрашивали про плюсы и минусы сотрудничества с органами власти, насколько я помню. Так вот… Главный минус – это бюрократическая система. Деньги дают либо своим, либо через своих. Нельзя прийти со стороны и просто взять деньжат. Большинство тендеров заточено под конкретные проекты. Федеральные деньги, которые вроде как можно получить, уже заранее расписаны. Все остальные участвующие просто создают массовку. Когда все доходит до абсурда, тендер закрывается, и только после этого люди начинают работать. Сплошной отмыв. Люди получают 8500 долларов за минуту анимации. Как вам эта цифра? На самом деле они делают неизвестно что за три тысячи, а остальные деньги кладут себе в карман. И это сплошь и рядом. Так есть, так было и так будет. Мы даже думали создать некую комиссию. Притом сделать все так, как в Канаде. Там все предельно просто. Человек не получает субсидии, пока не предоставит уже разработанную анимацию, персонажей, сюжет и так далее. Уже с готовым материалом человек выходит на конкурс. Условия не очень жесткие, тендер не прописан под какой-то конкретный проект. Также в Канаде есть очень интересный фонд. Любой человек, проживающий в этой стране, может принести свой проект, который будет финансироваться этим фондом. Продукт, который получился в результате, принадлежит фонду, работники которого крепко размышляют, как на этом продукте можно заработать. Прежде чем рассматривать заявку и давать согласие, они сто раз подумают, смогут ли они потом на рынке эти деньги вернуть. Режиссер или художник тоже шевелит мозгами – показывать ли свой шедевр работникам фонда или нет, заработает ли он хоть что-нибудь. Но в любом случае все довольны. У одних есть контент, который может успешно продаваться. А у художника есть имя, которое пиарится этим самым фондом – его шедевр показывают в кинотеатрах и возят на всевозможных «Каннских львов». Когда режиссер становится более-менее известным и готовым для самостоятельного авторского проекта, он тоже сотню раз подумает перед тем, как сделать низкокачественный продукт за свои деньги. Механизм очень понятный и простой, но в нашей стране никому не нужный.
— Каким должен быть продукт, чтобы его профинансировали органы власти?
— Да ладно вам… Все упирается в связи. Все это не имеет никакого отношения к качеству. Сам продукт абсолютно вторичен. Не существует никаких критериев. Вся эта ныне модная толерантность или сериал про медведей – все это постольку поскольку.
— А для чего правительству может понадобиться мультфильм?
— Ну как же! В образовательных целях. Воспитательных! Сейчас есть несколько сериалов, к работе над которыми нас хотят привлечь. Эти сериалы посвящены социально-бытовым вопросам. Но они носят обучающий характер. Тематика может быть самая разная. Для «РусГидро» мы делаем сериал, который создается специально для энергетических классов компании. Первая серия посвящена тому, как вырабатывается энергия при помощи воды. Вторая серия — энергии солнца и далее. Это узкопрофильные проекты. Все остальное — чистый отмыв. А чего вы смеетесь? Это же просто кошмар какой-то!
— Как обстоят дела с анимацией в регионах?
— Подать заявку в Госкино, в Минкульт может любой. Есть очень неплохая анимационная студия в Воронеже. Эта студия претендует на создание очень и очень серьезных продуктов. Я, к сожалению, не знаю — выйдет ли у них «Снежная королева». Если выйдет, то это будет просто потрясающе. В регионах выделяются социальные деньги под различные социальные программы. Сначала у нас был год учителя, потом год ребенка, а сейчас год третьего ребенка! Под все эти программы выделяются деньги. Эти деньги можно эксплуатировать абсолютно невозмутимо, если вы, конечно, сможете убедить вышестоящее руководство, принимающее решение. Также мощные центры анимации в Новосибирске и Петербурге. И все. Но это все равно уже что-то. Капля в море, но она есть. По крайне мере понятно, что русская анимация имеет право на существование. Все зависит от качества. Если команда делает качественный продукт, то они будут востребованы где угодно.
— Какие тренды в анимации Вы можете перечислить?
— Главный тренд в мировой анимации в наше время – это абсурд. Задал этот тренд всемирно известный мультсериал «Губка Боб Квадратные штаны». Сейчас происходят очень интересные миксы различных проектов. Например, недавно скрестили «Футураму» и «Спанч Боба». Результат получился просто потрясающим, мультфильм назвали «Adventure Time». На русском языке мульт не выходил. Проект фантастический, суперабсурдный, но настолько увлекательный! На всех каналах появляются странноватые мультфильмы со странноватыми сюжетами. Абсурд – это хорошо, если его правильно подать. Но у нас, к сожалению, не могут написать простого сценария, не то что абсурдного. Вернемся к трендам. Становится модным делать 11-минутные фильмы, рассчитанные на узкую целевую аудиторию. Также в тренде делать мультигендерные проекты. Период мальчуковых и девчачьих мультфильмов подходит к концу.
Очень интересная лекция! Павлу и организаторам, огромное спасибо!
По больше бы таких лекций в нашем городе.
Анимация не менее интересная стихия чем фотография или современное искусство.
Мунтян был бесподобен! отличное интервью
Цитата: "На самом деле они делают неизвестно что за три тысячи, а остальные деньги кладут себе в карман." Ну вам ли, Павел, переживать об этом? Вы очень здорово встроились в эту систему: моя компания для вас сделала товар, люди работали как сумасшедший, а вы потом, воспользовавшись моим доверием (вот ещё одна цитата:"а сегодняшний день наши отношения не оформлены юридически, поэтому у нас нет оснований оплачивать выставленный счет.") и ничего не заплатили нам.
Павел, Вы забыли свой поклёп убрать отсюда.