Особняк Курлиной недооценили?

«Новая» в очередной раз возвращается к теме реставрации одной из самых главных достопримечательностей Самары – усадьбе Курлиной. Начинается следующий этап реставрации многострадального шедевра. В апреле этого года проектная документация получила-таки положительное заключение Главгосэкспертизы. Для проведения торгов на следующий этап работ понадобилось три месяца, и в июне, в результате аукциона, было решено, кто будет проводить общестроительные и электромонтажные работы на объекте. Надо бы обрадоваться этому факту, но проведенный аукцион не дает нам такой возможности.

Дефектная ведомость, описывающая объем необходимых работ, на которые выделяются средства, состоит из 130 пунктов. Это в основном общестроительные работы: замена кровли, укрепление перекрытий, электромонтажные работы и т.д. Начальная цена контракта составляла 14 228 950 рублей, сумму, вполне адекватную объему предполагаемых работ. Естественно, участники аукциона старались максимально снизить предлагаемую за свои услуги цену, чтобы победить в торгах, однако окончательный результат аукциона вызывает недоумение. Победителем стала сызранская компания ООО «Проектно-строительная компания «Волга», готовая выполнить работы за 7 043 330.25 рублей, т.е. меньше чем за половину начальной цены контракта. Казалось бы, надо радоваться, что мы имеем возможность сэкономить. Ведь нашелся подрядчик, которому достаточно половины стоимости для выполнения работ. Вот только экономить на особняке Курлиной не только не хочется, но и категорически нельзя. «Жемчужина» самарского модерна и без того не один год стоит в лесах и конца этому пока не видно. Сможет ли подрядчик выполнить работы в 60-дневный срок — мы скоро увидим, но главное, какого качества будут эти работы за предложенную цену? Имеем ли мы право в данном случае экономить на качестве? Ни в коем случае!

Проектно-строительная компания «Волга» имеет лицензию на проведение ремонтно-реставрационных работ на объектах культурного наследия, однако имеет ли она опыт работы с подобными объектами? Несмотря на то, что речь идет об общестроительных работах, в ситуации с особняком Курлиной они имеют свои особенности, и необходим строжайший контроль со стороны заказчика за правильностью ведения реставрации. Будет ли этим кто-нибудь заниматься? Сложно представить, что министерство культуры или агентство по сохранению культурного наследия бросятся следить за подрядчиком и производимыми им работами и качеством использованных материалов.

Но вернемся к ПСК «Волга». Помимо странной цены контракта есть еще одна причина для беспокойства. Несколько лет назад сызранская компания участвовала в громком скандале, связанном с ремонтно-реставрационными работами в гимназии №3 на улице Куйбышева. На тот момент компания не имела лицензии на реставрацию объектов культурного наследия, однако контракт был подписан.

В 2009 году тогдашний и.о. заместителя начальника межрегионального отдела управления Росохрансвязькультуры по ПФО Дмитрий Лакоценин в комментарии газете «Хронограф» по этому поводу заметил: «Если ювелирные работы проводит сапожник, то ничего хорошего не получится. Заведомо привлекалась организация, которая не имеет ни права работать, ни опыта с объектами культурного наследия. Я думаю, что это была цена вопроса — отсутствие денег и необходимость в сжатые сроки провести работы». В результате проверки в отношении директора ПСК «Волга» было возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 171 УК РФ «Незаконное предпринимательство, сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере». Не повторится ли подобное с особняком Курлиной? И вновь возникает вопрос, имеем ли мы право рисковать именно этим зданием? И ответ прежний – нет, не можем.

Но что же делать? Аукцион проведен по всем правилам, и нет никаких законных оснований для того, чтобы не подписывать госконтракт. Остается одно – следить за каждым шагом подрядчика и сроками выполнения им работ. Министерство культуры Самарской области вполне может себе позволить выделить человека для мониторинга ситуации на столь ценный объект. Тем временем полное завершение реставрации особняка Курлиной предполагается уже в 2012 году, на что в бюджете области выделены соответствующие суммы. Остается только ждать и внимательно следить за ходом работ и реакцией министерства культуры на происходящее вокруг особняка.

В чем-то аналогичная ситуация возникла вокруг другого объекта культурного наследия, бывшего Русского торгово-промышленного коммерческого банка, а ныне Самарского городского противотуберкулезного диспансера на пересечении улиц Куйбышева и Пионерской. В данном случае речь идет о разработке научно-проектной документации по «капитальному ремонту» здания. Насколько применимо само понятие «капитального ремонта» в отношении памятника архитектуры – большой вопрос, а вот результат аукциона выглядит еще более впечатляющим. Цена контракта уменьшена будущим подрядчиком с 13 956 773 до 4 745 302.56, т.е. почти в три раза. Несмотря на то, что победителем является компания, разработавшая немало проектов в Самаре, в том числе и проект реставрации особняка Курлиной, возникают сомнения в том, что за такую сумму компания «Векторстройпроект» выполнит качественный проект.

И усадьба Курлиной и Русский торгово-промышленный коммерческий банк являются работами одного зодчего – выдающегося русского и советского архитектора Александра Устиновича Зеленко. Наследие архитектора в Самаре насчитывает всего несколько зданий, но, как выясняется, спустя более чем сто лет все еще недооценивается…

1 thought on “Особняк Курлиной недооценили?”

  1. Ситуация вокруг бывшего Русского торгово-промышленного коммерческого банка просто ошеломляющая! Это уже не здоровая конкуренция! Это серьезный повод для вмешательства прокуратуры. Вообще за последние два года в сфере рестаррации сложилась нездоровая обстановка. По области лицензировано 33 организации. Где они взяли специалистов? Кто выдает им разрешения на проведение такого качества работ? Вопросов больше, чем ответов.

    Ответить

Leave a Comment

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.