«Культурный альянс» — президентский проект, посвященный региональной современной культуре. Идеологом проекта является знаменитый искусствовед Марат Гельман. Самарский галерист Михаил Савченко был назначен куратором «Культурного альянса» и представителем нашего города в этом проекте. В минувшую субботу состоялась встреча президента России Дмитрия Медведева с кураторами проекта. Михаил Савченко два с половиной часа лицезрел Дмитрия Анатольевича, прослушал мини-лекцию о том, что жж – это здорово, но про культуру от президента так ничего и не услышал. Марат Гельман концепцию «Культурного альянса» обозначил максимально емко: «Как Сколково, но про культуру». Михаил Савченко поведал «Новой в Поволжье» о его встрече с президентом, а также о важности преобразований в сфере культурной политики.
— Меня пригласил на встречу галерист Марат Гельман, потому что мы участвовали в проекте «Культурный альянс» в Перми. Марат меня предупредил, что вероятность того, что Медведев лично будет заниматься «Альянсом», существует. Запланировали встречу. Я слабо представлял, что это будет за мероприятие. Но я и подумать не мог, что все будет так масштабно. Съезд проходил в Digital October – это новое место, где все связано с новейшими медиа-технологиями. К примеру, в плане мероприятий после президента у них заявлены лекции специалистов из Microsoft.
Когда я попал в холл «Цифрового Октября», то был приятно удивлен. Cплошная инновация. Кругом QR коды. Везде Wi-Fi, все адаптировано под работу с социальными сетями. Ретвитнуть ты можешь практически из любого места. Все, что я увидел вокруг, меня подкупило. Очень здорово, что событие такого уровня и такого масштаба прошло именно в Digital October. Я не заметил огромного количества охраны, все было очень и очень демократично. Немного странным показался подбор приглашенных на встречу, но потом я понял, что это был сознательный ход – позвать именно этих людей. Там было много известных медийных персон, но были и совсем неожиданные личности. К примеру, сталевар Златоустовского металлургического завода Дмитрий Червяков, который рассказывал, как хорошо все стало после того, как приехал президент (http://www.ura.ru/content/chel/17-10-2011/news/1052135516.html). Сама атмосфера встречи мне показалась очень любопытной – с шутками-прибаутками, юмором. Здоровая атмосфера, люди все очень открытые. Кто-то сидит на полу в проходе, кто-то на сидениях в виде белых кубов. Я ожидал более официальной, холодной атмосферы и некой закрытости. Но, как выяснилось, можно было задавать любые вопросы, спокойно делать снимки и вообще расслабиться. Работал Wi-Fi, телефоны никто не забирал, поэтому многие кинулись отписывать в твиттере, что происходит в данный момент на съезде.
Пришел президент. Произнес достаточно длинное вступительное слово. Еще раз объяснил свое решение выдвинуть на выборах кандидатуру Путина. Затем последовала череда вопросов-ответов. Вопросы были разные и местами очень интересные. Я не заметил, как пролетели два с половиной часа. Но мне не понравился один момент – очень мало говорили о самой культуре. Безусловно, Марат Гельман отлично выступил и задал хорошие вопросы. Он начал с пермского проекта, а закончил всеобщей культурной децентрализацией. Медведев же все слишком обобщил. В своем ответе он затронул тему децентрализации в стране, но почему-то о культуре так ничего и сказал. Я не знаю, как он относится к инновационным проектам в сфере культурной политики. Я не получил ответов на интересующие меня вопросы: будет ли современная культура развиваться, будет ли осуществлена модернизация министерства культуры. Много говорилось о том, что вот в каком замечательном месте эта встреча проходит, и таких мест становится все больше. Но опять же, пока только в столицах. В регионах создание подобных масштабных культурных центров не планируется ни властью, ни бизнесом. Администрация Самары выпустила каталог «Актуальное искусство Самары» (опустим факт его «опоздания» на полгода), где упомянуты все наши самые замечательные художники. Но вот для работы с этими людьми у города пока нет ни места, ни людей, понимающих, что для этого нужно. Может быть, активная работа культурного альянса привлечет внимание властей к этому явлению?
Дмитрий Гутов немного развеял атмосферу, заявив, что сегодня необходимо изучать историю современного искусства. На что президент остроумно парировал, что у тех, кто интересуется современным искусством, современные мозги. Я заметил, что у Дмитрия Анатольевича на его Ipad было открыто интернет-издание Lenta.ru, где онлайн публиковалась информация о том, что происходит на встрече. Параллельно он что-то сосредоточенно писал в твиттер и отвечал на комментарии.
Очень много говорилось об общении в сети. Президент несколько раз подчеркнул важность обратной связи между властью и пользователями Интернета. Слова Livejournal и Twitter звучали постоянно. Притом было заметно, что Дмитрий Анатольевич не просто владелец модных гаджетов, для него аккаунты в соцсетях не просто фетиш. Сложилось впечатление, что он действительно знает, как всем этим пользоваться. Президент также поведал о том, что через Livejournal необходимо объяснять людям свои поступки. Говорил о том, что если ты принял управленческое решение, то объяснить, зачем и почему ты решил поступить именно так, лучше всего именно в личном блоге.
Я встретился и пообщался с огромным количеством людей, с которыми мог пересечься только в Москве на подобной встрече. Увиделся с Дмитрием Гутовым, Ольгой Свибловой, Ольгой Троценко. Также на встрече был Николай Новичков – министр культуры Пермского края, который будет возглавлять программу «Культурный альянс». Из разговора с Маратом Гельманом, я понял, что все те договоренности, которые первоначально предполагались, достигнуты, «Культурный альянс» получит поддержку. Чуть позднее в Перми пройдет съезд кураторов «Культурного альянса», на котором будут предложены конкретные проекты и станет ясно, что будет происходить в следующем году.
Пермь – это первый нестоличный город, который показал, что в провинции можно заниматься культурной политикой на очень высоком уровне. Пермяки не стали зацикливаться на себе – мол, мы такие молодцы, а они стали делать фестивали с привлечением коллективов из других городов. Сама концепция «Культурного альянса» — это естественное продолжение такой политики.
Сейчас обсуждается подобный проект для Самары. Выбраны несколько городов, в которых состоятся арт-ивенты под эгидой «альянса» в этом году. Сейчас мы решаем, что это будет за событие. Уже подготовлена заявка, в течение ноября необходимо реализовать проект. Времени очень мало, и я чувствую, что придется хорошенько поработать.
Лидер альянса
Мы попросили прокомментировать ситуацию с «Культурным альянсом» его создателя и патрона, известного галериста, экс-политтехнолога (а они бывают «экс»?) Марата Александровича Гельмана.
— Каковы шансы, что теперь «Культурный альянс» придет в Самарскую губернию и станет ли этот проект частью Большого правительства Медведева?
— Что касается Cамары, то это 100%! Вчера состоялось первое заседание Большого правительства, и «Культурный альянс» станет одной из пяти основных программ нового правительства. Это практически решенный вопрос.
— Вы уже контактировали с представителями региональных властей?
— Да, были разговоры, была встреча в Перми, куда приезжала ваша делегация. Понимание есть. Уверен, что теперь, когда «Культурный альянс» становится правительственной программой появится и политическая воля.
— Вас часто критикуют. В частности, говорят о том, что проекты, реализованные в Перми, снизили рейтинг «Единой России» в городе и крае. Что вы об этом думаете?
— Это наветы. Я видел много самых разных социологических исследований, и нигде не прослеживается такой зависимости. Вот когда был «наезд» и нас с Чиркуновым «мочили» на НТВ, это в исследованиях отразилось. Люди верят телевидению. Наветов всегда много. За 20 лет, с того момента, как мы открыли галерею, я уже успел к этому привыкнуть. Собаки лают — караван идет.
— И когда же «Культурный альянс» придет в Самару? Когда вас ждать?
-17 ноября. Ну может, не точно 17-го, но в районе этой даты я обязательно буду в Самаре.
интересная статья про wi-fi livejournal twitter модернизацию инновацию альянс гаджеты и о том, что аккаунты в соцсетях — не просто фетиш. о культуре вопросов уже не возникает.
А вообще-то грустно, если «самым замечательным» (?!) или актуальным художниками новой генерации нужно «понимание властей». Да и каталог (не будем говорить о его качестве) опоздал не на полгода, а лет на десять…
Да, нелепо. Простая метафора относительно «культурной ситуации».
Допустим, нравится мне, скажем, Такеши Мураками. Не всё, но кое-что.
Допустим, что экспонирование его работ в Версале – тоже неплохая идея. Есть противники, есть и сторонники.
Но есть, черт возьми, и Версаль.
В нашем случае идет дискуссия о том, в какой угол поставить, скажем «My Lonesome Cowboy» и не выкрасить ли его, например, в зеленый цвет. На бюджетные деньги при лимитированном числе последователей – разумеется, в открытой благожелательной атмосфере, где можно расслабиться. И задать любые вопросы – например, почему цвет зеленый, а не красный. И разместить информацию в LJ посредством iPad. А где ставить будем? В Курлиной?