Стоянка голубых вертолетов

С детства мы знаем, что когда-нибудь, когда совсем не ждешь, внезапно, вдруг, может прилететь волшебник на голубом вертолете и бесплатно показать кино. Мы взрослеем, а волшебник все не прилетает. По правде говоря, никто и не отчаивается всерьез. Идем, покупаем сами билеты в это самое кино. Но надежда-то остается! И вдруг, когда действительно никто не ждал, нам начинают показывать не просто кино, а выставки, концерты и прочие представления. Потом прилетают эти самые волшебники, начинают что-то с кем-то подписывать. Но мы-то уже выросли и знаем, как выглядит Мефистофель. И, чтобы разобраться во всем этом, просто необходимо было поехать туда, в самый центр децентрализации, где мимо белого дома катятся безголовые красные человечки и в трамваях распылен бесплатный вайфай. Речь пойдет о первом всероссийском форуме «Культурный альянс», прошедшем недавно в Перми.

Туда действительно нет прямых авиарейсов из Самары. И на поезде добраться тоже не легко. Но разве это трудности? И вот мы едем в туристическом автобусе по Перми. Пассажиры во все глаза глядят по сторонам — «Вот тут у нас «Яблоко», тут вот «Полисский» — да-да, вон там, светится. Вы еще «Черного Ангела» не видели.» Не видели. Зато те самые красные безголовые человечки — вот они.

Мы сидим в зале. «Надо укреплять горизонтальные связи», — говорит с трибуны бородатый Мильграм. «У меня есть мечта»,- начинает свой доклад губернатор Пермского края Олег Чиркунов. «I have a dream…», – дублирует в голове густой негритянский голос. Все внимательны, но фотоаппараты щелкают пока что слишком часто. «Сегодня ситуация с излишней централизацией дошла до такого масштаба, что неизвестно, кто в худшей ситуации сегодня — регионы или искусство. Два таких калеки. И за счет того, что оба нуждаются, сотрудничество получается реальным, каждая сторона понимает свою выгоду, и они могут разговаривать на равных, — дополняет его Марат Гельман. — Мы меняем тренд развития страны, сегодня у нас такое «заговорщическое» собрание, которое хочет по-другому устроить Россию. С петровских времен все устраивалось так, что все стекалось к центру, теперь мы должны это изменить, и пермский проект является примером того, что это возможно».

Илья Саморуков,

кандидат филологических наук, арт-критик

Поездка в Пермь в этот раз для меня была исторической. Хотя по форме это был типичный семинар, как это бывает у каких-нибудь корпораций или конференций специалистов. Пермский проект и его расширение, по идее его авторов, должен стать историческим и для страны. Для страны как территории, где живут люди. Но мы пока не избавились от понимания страны как Родины. Об этом, кстати, была выставка с таким названием в музее PERMM. Страну мы не можем воспринимать вне идеологических клише. Пермская ситуация — это попытка посмотреть на страну принципиально иначе. Например, как на Россию без Москвы, Россию как ассоциацию городов, где у каждого есть свое, если угодно, культурное лицо. Если судить по Перми, то постепенно, не без скепсиса, возникает надежда на то, что в стране действительно можно что-то изменить, если не на политическом, то на культурном уровне, уровне смыслов, комфортной и интересной для деятельности среды. Можно привлечь в город хороших режиссеров, поэтов, художников. Можно поставить объекты public art и маркировать городское пространство как общественно значимое. Можно говорить с министром без всякого страха и заискивания. Можно быть в центре, не находясь в Москве. В Перми есть идея и есть команда, которая в эту идею верит. И у них многое получается. Я им завидую.

К трибуне с горячей речью выходит Починок (да-да, тот самый, экс-министр труда), представленный зрителям как чиновник в поиске. Сразу вспомнилось из «Фауста»: «Как речь его спокойна и мягка, мы ладим, отношений с ним не портя. Прекрасная черта у старика…» Он с жаром рассказывает о том, что новое поколение давно уже точит виртуальные мечи и сражается с гоблинами, потом он рекламирует вкусовые качества чая из чайника Малевича и призывает каждое средство транспорта превратить в арт-объект: «Пусть Гельман на меня не обижается, но промышленные сооружения XIX века, все эти заводы, гораздо интереснее, чем то, что он пытается создать, — нужно просто зайти и увидеть».

Михаил Савченко,

куратор художественных проектов

Был рад всех увидеть снова, с кем общался на «Белых ночах». Тогда было жгучее нежелание уезжать оттуда. На какое-то время тема альянса затихла, но сейчас возникла снова и на таком уровне, что обратного пути уже нет. И это хорошо.

Министр культуры Пермского края Николай Новичков, который в течение всего форума активно общался с гостями и участвовал в модерации секции «Современное искусство», выступал последним: «Если ваши региональные власти никак не реагируют на призывы, то трясите ее сильнее! Мы готовы со своей стороны немножко помогать».

В промежутках между конференциями, вопреки ожиданиям, никто не кинулся к выступившим, рассказывая о своих проектах или жалуясь на несправедливость местных властей, как можно было бы предположить. Участники форума (еще и Национальной ассоциации продюсеров и кураторов, которая была учреждена на этом же совещании) разбились на маленькие группы и начали активно делиться опытом и визитками. Самарская делегация была чуть ли не самой большой, и, как удалось выяснить, по сравнению с другими регионами культурная ситуация складывается у нас не так уж и плохо. «Никто не хочет ехать, никто не хочет ничего делать, я ничего не понимаю», — говорит, к примеру, представительница Твери. У всех нехватка кадров, недостаток специалистов, заинтересованных людей и почти никто не говорит о спонсорах.

И тут я понял: никакой волшебник к нам никогда не прилетал. И не прилетит. Все, что здесь делается, — это не для всех, а для тех, кто приехал. Никто не перестанет мочиться в парадных, увидя огромную деревянную букву П, пусть даже и светящуюся ночью. Никто не станет добрее, проходя мимо расстрелянного когда-то, а сейчас закатанного в резину BMW. Это делается для этих самых волшебников, которые застряли в Перми, Ижевске, Твери, Самаре. Лопасти их вертолетов покрылись вьюнком, а шасси заросло боярышником. Им некому показывать кино. Даже бесплатно. И то самое «кино», которое привезли нам, тех, кто его показывает радует гораздо больше, чем тех кому его показывают. Делает их сильнее. Делает их настоящими волшебниками. И цель этого объединения — не ждать вечно прилета кого-то доброго издалека, а оглянуться и заметить рядом с собой маленький голубой вертолетик.

1 thought on “Стоянка голубых вертолетов”

Leave a Comment

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.