Снос восьми башен:

Эпитафия «Объекту №15»

20 июля в окрестностях поселка Новосемейкино стали одна за другой падать башни легендарного вещательного центра имени Попова. Методом целенаправленного взрыва один из значимых объектов нашей области, связанных с Великой Отечественной войной, превращается в металлолом. К моменту, когда эта статья увидит свет, ни одна из восьми башен центра уже не будет возвышаться над Новосемейкино. Объект, с которым связано немало легендарных страниц истории нашей страны, отслужил свой век и стал опасен для окружающих. Давайте снимем шляпы и вспомним об истории вещательного центра, который в годы войны имел всесоюзное значение и носил простое название – «Объект №15».

Голос запасной столицы

Изначально сверхмощная передающая станция должна была быть построена под Курском. Решение это было принято в 1939 году. Это оружие идеологической войны должно было работать не только на СССР, но и на территории, оккупированные Германией после начала Второй мировой войны. Мало кто тогда предполагал, что эта война так быстро и так серьезно затронет нашу страну, а с мирным Курском будет связана одна из ее главных баталий. В августе 1941 года, когда войска группы армий «Центр» уже вплотную подступили к границам современной России, был подписан приказ о строительстве станции именно в Куйбышеве. Уже тогда вынашивалось решение сделать наш город запасной столицей. Официально оно было принято только два месяца спустя. Земля же под секретный объект была отведена еще в июле.

Расположение под Новосемейкино было выбрано благодаря нескольким причинам. Подобные объекты должны были строиться на расстоянии 30 километров от крупных городов. Возле Новосемейкино проходила железнодорожная ветка, построенная для строительства Жигулевской ГЭС, которая по планам того времени должна была быть построена на Красной Глинке. Кроме того, тогда уже работала Безымянская ТЭЦ, которая должна была снабжать мощный объект энергией.

Когда радиостанция, получившая название «Объект №15», была построена в рекордные сроки, на поверхности находились только те самые вышки, которые и были снесены за последние полторы недели. Основная начинка до сих пор находится под землей в двухэтажном бункере, подошва которого располагается на глубине 22 метров. Рядом со станцией быстро рос поселок радистов.

На строительство было отведено всего два месяца, что реализовать было, разумеется, невозможно даже ускоренными темпами при имеющихся ресурсах. У строителей был один экскаватор и около 5 000 заключенных. В итоге весь процесс занял девять месяцев. А в мае 1942 года станция впервые вышла в эфир. К тому времени битва за Москву уже была окончена и Куйбышев потерял значение запасной столицы. Но станция своего значения еще долго не теряла. Официально она была принята только в 1943 году. Вскоре после этого осмотреть «Объект №15» приехал А.И. Микоян. Он был поражен сложностью объекта и, по воспоминаниям очевидцев, воскликнул: «Как мы были наивны, когда решили, что ее можно соорудить за несколько месяцев!»

Подвиги и трагедии

18 ноября 1942 года тяжелый транспортный самолет ТБ-3 в тумане задел одну из башен. Авария произошла на высоте 70 метров. 205-метровая башня рухнула, а одна из труб настолько глубоко вошла в землю, что извлечь ее не удалось. Весь экипаж самолета погиб. В штабе ПРиВО ходили легенды о том, как трудно было доложить в Москву о том, что один секретный объект врезался в другой. Мемориальная доска, посвященная трагедии, и поклонный крест были установлены на этом месте только в 1999 году, когда этот случай уже давно перестал быть секретом. Судьба мемориальной доски и креста после сноса башни нам пока неизвестна.

Тем не менее станция не прекращала своей работы. В годы войны радиоцентр работал на средних волнах. Он накрывал всю Европу, Северную Африку, Дальний Восток. Ночью его можно было слышать даже в США. Именно благодаря нашему центру вся страна узнала о победе в Великой Оте-чественной. Ведь радиоцентр покрывал всю территорию СССР.

Вещала радиостанция и в мирное время. Ходили слухи, что именно этот центр, вещавший на полмира, теперь, напротив, глушил голоса, идущие с Запада. Так или иначе, но от станции действительно шли немалые помехи. Жители прилегающих к ней районов шутят, что радио здесь можно было слушать через включенный в сеть утюг.

Именно благодаря появлению под Куйбышевым этого радиоцентра наш город был выбран для основания здесь Института связи. Так, благодаря секретному объекту, в городе появился один из главных вузов, носящий сейчас сложное название Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики.

Вечное молчание

Последние передачи из центра транслировались в день 60-летия Победы. 9 мая 2005 года центр снова вещал о Победе СССР в Великой Отечественной. А в час ночи по самарскому времени станция навсегда замолчала. Потому как морально и физически устарела.

Высказывались различные предложения о том, что дальше делать с объектом. Бывший на тот момент губернатором области

К.А. Титов предлагал создать на базе уникального объекта Музей радио. Впрочем, это было лишь предложение. Губернатор не был полномочен распоряжаться объектом, находящимся в федеральной собственности. Одновременно с прекращением вещания центра из Москвы поступило распоряжение о подготовке к демонтажу его мачт.

7 мая этого года состоялось последнее официальное мероприятие в истории комплекса. Здесь прошли торжества в честь Дня радио для ветеранов-связистов. Что небезынтересно, всего через три с небольшим месяца вышки стали валить направленными взрывами, аргументируя это тем, что они могут упасть в любой момент на находящиеся рядом дома, трассы или железнодорожное полотно.

О том какова будет дальнейшая судьба территории, на которой находился центр, не может рассказать даже исполнительный директор Самарского ОРТПЦ Дмитрий Калиновский, руководитель организации, которой принадлежит объект. Он не исключает даже возможности того, что на месте центра будет построено жилье. Однако озвучивались и другие версии. На сайте Самарского ОРТПЦ говорится осоздании здесь Data-центра, который «разместит в своих стенах несколько сотен мощнейших серверов для обработки терабайт различной информации». Кроме того, звучат предложения о строительстве здесь некоего Телерадиодома. Так или иначе, можно сказать лишь одно – вряд ли будущее объекта определено. Тем более, что под землей находится огромный бункер, который нецелесообразно ликвидировать.

Потеря памяти

Возможно ли было изменить судьбу «Объекта №15»? Вопрос, разумеется, дискуссионный. Несомненно, это сооружение сыграло значительную роль в Великой Отечественной войне. Оно было одним из самых существенных материальных свидетельств жизни запасной столицы. И мы его безвозвратно потеряли. Нет ничего приятного от того, что поваленные мачты скоро отправятся в металлолом. Особенно грустно, что башни пали в юбилейный год 65-летия Победы.

Тем не менее, будет преувеличением заявить о том, что радиоцентр был известной достопримечательностью, связанной с войной. В отличие от самой раскрученной самарской достопримечательности – Бункера Сталина или «Объекта №1», новосемейкинский бункер с мачтами был известен очень узкому кругу людей. Преимущественно связистам и военным. А также небольшой группе людей, интересующихся историей города и области. Недаром о нем заговорили, только когда башни уже начали падать.

Но какой ценой можно было сохранить аварийный комплекс? Трудно себе представить, сколько бы стоила реставрация и поддержание такого объекта для бюджета. Но главная проблема даже не в этом. А в отсутствии в нашей стране культуры поддержания и сохранения технических сооружений такого рода. Если памятники архитектуры худо-бедно реставрируются, а разрушающиеся памятники археологии все же стараются спасти для потомков, то судьба объектов, касающихся истории технической мысли, куда более незавидна. Даже памятники промышленной архитектуры, не использующиеся по прямому назначению, редко находятся в хоть сколько-нибудь приемлемом состоянии. Поэтому можно считать, что шансы сохранить самарский «Объект №15» были минимальны. Да и стоила ли игра свеч, когда в городе и области в настоящий момент разрушается и ветшает такое огромное количество памятников архитектуры? Увы, средства, выделяемые из бюджета на сохранение памятников истории и культуры, мизерны. А значит, неминуемо приходится выбирать. Кроме того, никто не додумался до начала сноса хотя бы попытаться внести «Объект №15» в список памятников. А процесс этот, надо отметить, очень длительный и болезненный. Так что остается попрощаться с еще одним уникальным самарским объектом и постараться помнить о нем и впредь. Потому что это немаловажная часть нашей истории, имеющая немалое значение для всей страны.

Когда сносились новосемейкинские башни, из Санкт-Петербурга пришли обнадеживающие новости о том, что Конституционный суд признал незаконным строительство башни Охта-центра. Люди, старавшиеся спасти исторический вид великого города, одержали маленькую победу. Остается надеяться, что и у самарцев еще впереди победы такого рода.

Leave a Comment

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.