Дмитрий Анатольевич Медведев эту идею уже поддержал. Ах, господа, господа, можно провести в России и год культуры и даже полтора – ничего не изменится. А почему? А потому что культура вбирает в себя все – образование, медицину, лица людей, фасады домов, крыши, подвалы, дороги, чистоту, лес, наводнения, законы, казнокрадство, пожары – все.
Все это кирпичики, из которых сложена культура. Какие-то – казнокрадство, например, – уложены вкривь и готовы обрушить все здание, а какие-то – законы, например, должны бы лежать настоящей глыбой в основании, но они там не лежат, а приподняты и покоятся на таком незначительном булыжнике под названием «волюнтаризм», который и культурой-то вроде бы назвать нельзя, но только в эту самую культуру он и входит – жутко и боком.
А все здание культуры выстраивает обычно государство, и делает оно это исключительно из соображений самосохранения, потому что если разрушается культура – отваливаются от нее кирпичи, из-за того, что уложены они жутким раком, да и вовсе это даже не те кирпичи, и все это обрушение грозит государству сметением его – того самого государства – с лица земли. Напрочь.
А у вас за что ни возьмись, одно только сметение и есть.
Например, экономика. Господа, это у вас не экономика. Это что-то другое. Это даже не капитализм, это нечто. Тут нарушен основной принцип «товар-деньги-товар». Ну, кто вам сказал, что любой товар торговец может брать на консигнацию? И это вы называете экономикой? Во всем мире давно платят за поставленный товар. Для этого существует льготный банковский кредит (1%, например, годовых где-то там, на диком Западе). Поступил товар в магазин – за него немедленно заплатили. А у вас заплатили, когда реализовали, да еще и с отсрочкой платежа.
В таком случае у вас никогда не будет отечественного производителя – он просто умрет, не родившись. А выгодно у вас купить все в Китае за 1 копейку, а тут продать с консигнацией – за 1 рубль. Вот и вся ваша культура с экономикой.
А что у вас происходит с культурными центрами? Они у вас в каждом городе, каждой деревне, в населенном пункте на 10 тысяч человек (7 тысяч по лесам)? Там у вас огромнейшая библиотека, до сих пор не отобранная местной администрацией под подпольный ликероводочный завод, и вокруг этой библиотеки, как вокруг курицы, сосредоточены все остальные яйца – кружки, «Дома пионеров», спортивные секции, театральные студии, интернет-классы и прочая, прочая, прочая?
Да нет у вас там ничего. У вас шаг в сторону – и уже средневековье и разбойничий посвист.
Или вот любимый чиновничий лозунг: «Время читать!»
А что читать? Где те издательства, что работают над книгой несколько лет, чтоб выдать на рынок качественный товар? Да нет таких издательств, а то, что есть, бегает за грантами, обивает пороги, потому что деньги нужны на выпуск очень качественной книги.
Вот поэтому выпускают быстро и некачественно. Открываешь «Алису в Стране чудес» и не узнаешь Алису. Так же только обложка и картинки, а текст уже другой. Почему? Потому что легче сделать свежий пересказ по принципу «как попало» и не платить авторские за уже привычные всем пересказы и переводы. Хороший автор – это мертвый автор.
И сейчас же все заговорили о смерти бумажной книги, и о ее замене на книгу электронную.
Вот только в Европе об этой смерти ничего не известно.
И очереди стоят в книжные магазины Германии, Испании и Португалии – умирающей, кстати, от кризиса.
А вот в России издательства и типографии закрываются, разоряются оптовики. Почему? Так все ж на консигнацию, господа, а книг и издательств еще очень много – вот они и погибают, цепляясь за жизнь. Уже лет двадцать. Медленно издыхают.
У нас же несколько раз убивали книжный рынок. Ввели НДС 20% — убили первый раз.
Снизили НДС до 18-ти – рынок не поднялся, снизили до 10-ти – не поднялся.
Он народился заново. Но это был совсем другой рынок – книги про здоровье, например, о кулинарии, траволечении, гирудотерапии, гадании на картах Таро, астрологии, любовных приворотах и так далее и тому подобное – до небес у нас этого добра теперь.
У нас нет качественных современных детских книжек. А то, что есть, – открыть невозможно.
У нас нет качественного чтения. Нет потребности в чтении, не привита. Теперь уже – не привита.
У нас собрания сочинений Достоевского – связками – наследники сдают в «Букинист» по 10 рублей за том.
У нас кандидатская диссертация может быть написана с грубейшими орфографическими ошибками. И, кроме того, в ней не выстроена логика. Нет ее. Не преподавали. Нигде.
И риторику нигде не преподавали, и искусство беседы, научного спора.
Начальники косноязычны, а чиновников без переводчика с чиновничьего русского на обычный русский не понять.
Так что обязательно нужен Год культуры, и не один, с десяток. А лучше – двадцать.
А еще лучше – тридцать, но чтоб подряд.
Иначе все эти ваши камешки, торчащие в разные стороны, развалят всю стену нашей общей культуры.
И государство рухнет. Заодно.
Очень скоро.