Город контрастов. Часть вторая.

Первая часть здесь

День в Утопии

Свою принадлежность к номенклатуре и даже преемственность здесь не особо скрывают. Премьер так и говорит: залог успеха, что мы уже тридцать лет работаем в одной команде. Начиная с комсомольских, а потом и в советских, и в партийных органах. Саранск, наверное, поэтому и выглядит как образцовый советский город в представлении молодых комсомольских вожаков зари восьмидесятых. Большие открытые пространства, памятники героям, красивые музеи, театры и библиотеки. Немноголюдно и светло. Хорошие полупустые дороги. Говорят, здесь тоже бывают пробки. На мосту. Но в центре Саранска в это трудно поверить. Если честно, главное для меня впечатление (исключительно позитивное!) от визита в Саранск – это отсутствие автомобилей. Самара забита машинами, и это очень уродует город. Трудно представить, чтобы площади Саранска заставили бы автомобилями. Их столько нет. Мне могут сказать, что это показатель бедности, но (дальше я скажу крамолу) если только бедность сдерживает нас от распущенности и разложения, то пусть бедность. Впрочем, признаки разложения присутствуют и в Саранске.

И даже не самый высокий уровень дохода не сдерживает потребительского бума.

В торговых центрах те же, что и в Самаре, марки, может, чуть скромнее. Публика на улицах одета проще и не слишком вычурно, но это, как и с авто, только радует. Есть, конечно, совершенно удивительные гримасы. Например, прямо напротив входа в собор святого Федора Ушакова, за памятником многодетной семье можно увидеть магазинчик сувениров с хорошим выбором магнитиков на холодильник и напитков в холодильник. Присутствует очень хороший выбор дорогих шотландских виски. Бутылка по цене прожиточного минимума. Для кого-то их, наверное, привозят. Хотя про Николая Ивановича достоверно рассказали, что он пьет только мордовский настоящий самогон. Про Николая Ивановича здесь любят. И роль его в нынешнем положении дел считают исключительной. Даже скептически настроенные жители, а они есть, конечно, соглашаются, что если бы не Тысячелетие, город бы не стал таким. Фантастическим в какой-то степени. Утопическим. Город-мечта. Одного человека. Да, с точки зрения современного градостроительства это далеко не идеально. Аляповато, эклектично, провинциально. Можно ругаться, но мы в своей сильной и просвещенной Самаре ничего подобного не сделали. А ведь КАТ сидел на губернии не меньше Николая Ивановича. Не будем вдаваться в подробный анализ их деятельности и взамодействия с вертикалью. Мы имеем возможность оценить и сравнить результаты.

Слуга народа

А можно еще сравнить и отношение. В экскурсии по Саранску нас сопровождал председатель правительства республики Мордовия. Уже через 15 минут общения среди самарских журналистов пошел шепоток: представить невозможно, чтоб, например, Нефедов вот так… Сановный экскурсовод, водивший нас по Саранску, не просто вежливо улыбался и жал руки с участием. Он держал инициативу в беседе, отвечал на любые вопросы легко и не заученно, показывал всё и знал обо всём. Не поддавался на провокации и улыбался. Больше трех часов. Вот это произвело впечатление на журналистскую братию, если честно. Трудно сказать, какой журналист должен приехать в Самару, чтобы господин Нефедов, например, начал улыбаться так дружелюбно и искренне. Соловьев, пожалуй. Но ведь и для Саранска наш демант не был чем-то из ряда вон. Тут, особенно после демарша Депардье частенько бывают корреспонденты крупнейших мировых медиа. Конечно, после экскурсии председатель правительства не вскочил на велосипед, а сел в БМВ седьмой серии. Но он отработал честно ту самую часть советской ментальности, где есть еще представление о чиновнике как «слуге народа».

Свобода выбора

Архаичность. Вот, пожалуй, главное впечатление от Саранска и Мордовии. Необходимо признать, что самарская беззастенчивость выглядит современней постсоциалистического мордовского общества. Свободней у нас. Да, наша жизнь не самая правильная, но мы свободно ее выбираем. Ну, или нам так кажется. Но ведь и остальное тоже кажется, поэтому «свободней». Именно этого едва уловимого, но явно разлитого в воздухе ощущения в Саранске нет. И, конечно, сама по себе свобода мало к чему хорошему приводит. Увы. Даже скорее наоборот. Потому что сильные здесь вообще не чувствуют никаких ограничений. В Мордовии порядок. Верность центру. И хитрое вытягивание денег. На Тысячелетие. Плата за лояльность. Но кто к кому лоялен, в конце концов? Центр, готовый оплачивать верноподданичество огромными деньгами, или провинция, где взрослые и умные люди, серьезно глядя в глаза тебе, говорят: если бы не Путин, здесь бы ничего этого не было, понимаешь?! Конечно, понимаю. Но принять это мне очень сложно.

2 thoughts on “Город контрастов. Часть вторая.”

  1. Не в БМВ Сушков сел, а в наш автобус и легко продолжил экскурсию. Зачем же так… искажать?

    Ответить
    •  Никто и не искажает. У памятника "Навеки с Россией" общались, потом пошли на стоянку, где и стояла рядом с автобусом искомая БМВ. Или вы утверждаете, что у него нет БМВ и он пешком всегда ходит?

      Ответить

Leave a Comment

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.