Очень наивный материал

«…Помни: сила рыцаря-джедая — это сила Вселенной;

но помни: гнев, страх — это все ведет на темную сторону силы.

Как только ты сделаешь первый шаг по темному пути,

ты уже не сможешь с него свернуть…»

Флешмоб. Вспышка. Мгновение, которое со временем превратилось в многоминутные, а то и многочасовые акции. Считается, что в Самаре флешмобы появились 3-4 года назад. Одновременно с развитием социальных сетей. Рекламщики используют флешмоб для привлечения внимания потребителя к товарам, политики — чтобы обеспечить себе эффективную рекламную кампанию. Чтобы люди осуществляли заказ самолета или пиццы только в их фирме. То, что раньше было свежей идеей, сегодня активно используется рынком потребления. Но ни одна хорошая идея не может «загнуться» под натиском системы. Или может?

Флешмоб в каком-то смысле занятие для джедаев. Он несет людям свет, яркие эмоции и общение. А, как было сказано в одном хорошем фильме: «Миру сегодня нужны джедаи как никогда». Но мир меняется и «воины света» тоже.

Сегодня многие спорят о том, что такое флешмоб и зачем. Есть ли какая-то цель, смысл?

Igor Sharko [организатор, инженер по развитию, креативщик]

«Смысл лежит в самой идее флешмоба — получить удовольствие, собрать больше людей, и вместе повеселиться. Кроме того, своими акциями мы хотим объединить общей идеей всех людей, показать, что в Самаре есть разносторонне развитые, креативные, яркие человечки».

«Вконтакте» есть несколько сообществ, вступив в которые можно стать моббером. С определенной целью или просто так. Люди стекаются из разных уголков интернета, договариваются, а потом едут в заранее обговоренное место сбора и там творят «незнамо что».

28 августа в парке им. Щорса состоялся флешмоб «Парк позитива»:

Похожий на Бывалого из «Операции Ы» маляр сосредоточенно смешивает краски… белая краска попадает в ведро с ярко красной, и возникает ощущение, что это клубника с молоком… ведерки открыты, все цвета радуги готовы к употреблению… облупленные лавки красят в яркие цвета, а на сером неровном асфальте появляются радуга и солнышко… кисти, краски и улыбки.

Идеалистичная картинка, как из советского фильма про субботник и занятость молодежи. Только здесь все разные, по крайней мере, внешне. Мобберы выглядят так же пестро, как лавки и поребрики… маленькая девочка с серьезным лицом рисует яркие загогулины желтой краской… по всему парку радуги, мыльные пузыри и красивые люди, перепачканные краской…

Все это — флешмоб в паре им. Щорса. «Парк позитива». Стоимость «позитива» — ненавязчивая реклама краски, которой пользовались мобберы во время флешмоба.

Igor Sharko

«Флешмобы мы проводим только от себя и не в целях рекламы или денежной наживы. Но иногда мы привлекаем партнеров для мероприятия, которые помогают нам с организацией, реквизитом или подарками для участников».

Пропадает ли магия, когда видишь на асфальте трафаретную надпись с названием фирмы? Ведь мы живем в мире, где на всем стоит бренд: на рубашке, семечках, идее…

Мобберы делают парк [мир] ярче, а краска лучше продается. И всем от этого хорошо. Но остаются ли они при этом джедаями, или моббер сегодня всего лишь инструмент рынка потребления?

Это вопрос восприятия. Обыденность – это мир неотложных скучных дел, рекламы, от которой болят глаза, усталости и сна наяву. А одна из целей флешмоба – вырвать человека из этого сна, пробудить в нем радость и зарядить позитивом. Может, и не важно, что для этого нужно иногда прибегнуть к помощи инвестора. Это всего лишь средство, а не цель. «Целью является — собрать побольше людей и повеселиться вместе, получая массу удовольствия».

В Питере, например, получают удовольствие от поедания морковки в «Гостином дворе», а некоторые мобберы массово выгуливают свои компьютерные мышки…

Все это идеи. Маленькие и свежие. Не относящиеся к системе и не имеющие смысла, но от этого очень важные, светлые.

Когда флешмобу пытаются придать какой-то особый смысл или «причесать» под вид искусства, все это исчезает: и магия внезапности, и радость спонтанности…

Примерно в 2003 году некий Давид Янг [хозяин сайта fmob.ru, идеолог движения флэшмоба в России] строил грандиозные планы по превращению флешмоба в мобарт. «К мобартам относятся акции, имеющие некую художественную ценность и, как следствие, сложность реализации, которая иногда требует отступления от некоторых правил флешмоба. Обычно они выполняются небольшим количеством участников с использованием реквизита. Они более нацелены на зрелищность, эстетику».

Поскольку у флешмоба нет никакой «высокой» цели, можно приравнять его, например, к искусству, чтобы все перестали задаваться вопросом «зачем?» и просто созерцали произведение, созданное художниками-перфомансистами. Так, в интернете можно найти пример про флешмоб в Питере. Мобберы собрались на станции метро, одновременно достали бутерброды и начали с аппетитом их есть. Давид Янг считает, что флешмоб «бутерброды» не состоялся, потому что со стороны люди, поедающие разношерстные бутерброды, выглядят неэстетично. Он предполагает, что если бы все мобберы ели французские булочки одинаковой длины, действие приобрело бы уже художественный оттенок.

На самом деле флешмоб сегодня, в его первоначальном состоянии, уже изжил себя. Маленькие идеи то ли слишком незаметны, то ли просто приелись «умной толпе», для поддержания интереса которой необходимо разнообразие. Так появилось множество разновидностей флешмоба:

«Date-моб (англ. Date — свидание) — ФМ-акция, направленная на знакомства мобберов особым, необычным путём. Проводится из расчёта — одна акция на одну пару. Участники не должны быть знакомы друг с другом до акции и не должны знать предварительно, кто будет на ней

Моб-хаус (англ. mob-house — моб-дом) — это акция, рассчитанная на несколько часов, когда мобберы не выполняют какой-то сценарий, а живут по определённым правилам жизни, отличающейся от жизни обычной. Это моделирование социо-коммуникативного пространства, понятного только участникам акции и вызывающего недоумение у случайных свидетелей.

Моб-игра — эти акции предполагают определённое взаимодействие участников, допустимы контакты между ними, заранее оговорённые на сайте. Конец может быть непредсказуем».

И др.

Но все это условно. Потому что сами мобберы не считают это разделение чем-то важным. Для них важнее сам процесс, эмоции, которыми они заряжаются во время флешмоба, и общение. А не это ли главная цель джедая? «Нести людям свет и, так сказать, добро»?

1 thought on “Очень наивный материал”

  1. А мне нравится в кодексе моббера то, что после акции он быстро расходится, будто бы ничего не случилось

    Ответить

Leave a Comment

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.